Специалисты

Роль музыки в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников

20

января

2023

Составил и разработал Музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад N64  г. Таганрог

Дорофеева Ирина Владимировна

Как  часто  звучат  в  наше  время  слова:  «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственно-патриотического воспитания детей.

Родина, Отечество....В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история....

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек н к родной земле или отдалится от нее - это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех  человеческих  начал.

Сохранить  человеческое  в  наших детях, заложить нравственные  основы,  которые  сделают  их  более  устойчивыми  к  нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно -  патриотических чувств у дошкольников. Общеизвестно, что  дошкольники  очень  эмоциональны.  Это  эмоционально-образное  восприятие окружающего  мира  может  стать  основой формирования  патриотизма.  Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников.

В нашем дошкольном учреждении нравственно - патриотическому воспитанию уделяется  большое  внимание.

Я,  как  педагог, осуществляющий музыкальное воспитание  детей,  работаю  в  соответствии  с  государственными  требованиями,  с учетом  основных  принципов  ФГОС,    в  тесном  контакте  с  воспитателями  и специалистами.   

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку  она  способна  преобразовывать  его  нравственный  и  духовный  мир. Использование   фольклорных,  патриотических    произведений  в  непосредственно образовательной  деятельности,  в  повседневной  жизни  детей,  в    праздниках    и развлечениях  несёт  с  собой  более  целостное  восприятие  окружающего  мира.  Педагоги раскрывают перед детьми их красоту, стараются сделать эти произведения знакомыми и любимыми.

Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Сила воздействия на ребёнка музыкальных произведений возрастает, если  ознакомление  с  ними осуществляется  на  основе  собственной  деятельности дошкольника.

Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен,  плясок,  хороводов,  музыкальных  игр  и  в самостоятельной  деятельности. 

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Они не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Ведь самое  большое  счастье  для  родителей – вырастить  здоровых  и высоконравственных детей. 

Используемая мной методическая литература также соответствует федерально государственным  требованиям:   общеобразовательная    программа  «Детство»  под редакцией  Т.И.  Бабаевой,  З.А.  Михайловой; Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева; программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева, «Русский  фольклор» Л.Л. Куприяновой, «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё доброе  отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений.  Фольклорные праздники – это неотъемлемая часть нашей духовной культуры, и всей жизни. Фольклорные праздники  включают  в себя целый комплекс различных видов народного художественного творчества. Сюда входят народные и обрядовые песни, танцы, хороводы,  художественное слово, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, театрализации, народные игры.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Ребенок дошкольного возраста очень восприимчив ко всему, что дается в яркой увлекательной форме, а потому фольклорные праздники, которые проводятся у нас в ДОУ – «Осенины», «Рождественские  святки»; «Масленица»;  «Посиделки», и  др.  являются  сильнейшим воспитательным  средством приобщения детей к народному фольклору, художественному творчеству. Готовя материал к тому или иному празднику, дети с родителями и педагогами готовят костюмы для выступления, разучивают стихи, частушки, хороводы. Но никогда не знают ход всего праздника. Это и является интригой, которую хотят скорее увидеть и дети и гости.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны.

Интонационные достоинства песен позволяют детям исполнять их как в младшем возрасте, так и в старшем. Разнообразие народных мелодий обогащает музыкально – ритмические  движения детей и придаёт им определённую окраску. Все мелодии и песни, используемые в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.

Дети начинают понимать разный характер используемого материала: мелодичные, спокойные  песни  о  природе;  задушевные  о  маме;  глубокие,  трагичные  о  войне; гордые, торжественные о победе, армии; весѐлые, задорные – о детстве...

Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”.  В доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень  давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял –неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными. Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский - Корсаков,  говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве. В ряде случаев мы используем взаимосвязь музыкального и художественного творчества.

Народная  музыка  включается  в  совместную  музыкально - художественную  деятельность,  когда  дети  создают  декоративные  композиции  по мотивам  народных  промыслов.  Часто включается  и  устный  фольклор  (сказки,  потешки,  пословицы,  поговорки,  загадки,  скороговорки),  что  обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей,  делает  процесс  восприятия  народного  искусства  более  ярким,  глубоким  и осознанным. 

Таким  образом,  приобщая  детей  к  музыкальному  наследию  своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Патриотизм – это уважение и почитание  традиций  родной страны. Суть нравственно-патриотического воспитания дошкольников  состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе интерес и уважение к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Праздники, познавательные досуги, совместная музыкально-познавательная деятельность, проводимая в ДОУ, способствует воспитанию гражданина и патриота  своей страны, формированию нравственных ценностей.

Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери, ведь для ребенка - дошкольника Родина  – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями.  С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют  их  портреты  и  даже  сочиняют  про  них  стихи  и  сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Нет ни одной песни про маму, где бы не звучала  ласковая,  нежная,  добрая  мелодия,  передающая  нежность  и  любовь  к единственной на свете  мамочке... Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью. Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму, и чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ, и чувство нежной радости, ласкового спокойствия.

Для того чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, я, совместно с воспитателями  и  специалистами,  использую  их  в  разных  ситуациях:

во  время утренних бесед о маме, после чтения стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а также  в праздничном концерте, посвященном Женскому дню 8 Марта, Дню матери.

В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте,  где  они  родились  и  живут  в  настоящее  время.  

Показать красоту нашего города нетрудно в любом виде деятельности (будь то прогулка, беседа, экскурсия или познавательная интерактивная игра). Очень важно это сделать умело, в доступной для детей форме.  В моей работе очень важно, чтобы искусство помогало  восприятию  окружающего, развивало у детей чувство прекрасного, создавало у них определенное настроение, воспитывало  любовь к родному городу и уважение к людям, живущим в нем. Ребенок будет любить и по - настоящему ценить свой родной край, если мы научим его этому. Чувство любви к родной природе – еще  одно  из  слагаемых  патриотизма.

Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников:  ведь  природные  явления  и  объекты, окружающие ребенка сего появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.

В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами  музыкального  искусства.  Через  восприятие  музыкальных  образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной  природы.

В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”.  Эта тема очень  любима  детьми,  тем  более,  что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига  советского  солдата,  знакомя  их  с  песнями  тех  времен.  Музыкальные впечатления  дошкольников  опираются  на  знания,  полученные  в  совместной деятельности  по ознакомлению с окружающим миром, на впечатления от экскурсий к памятнику погибших воинов. Наши талантливые дошколята ежегодно выступают на концерте, посвященном празднованию Дня Победы.

Эти  мероприятия надолго останутся  в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Безусловно, эта работа  интересна, многогранна и очень важна.

Поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку встреча с музыкой развивает воображение детей, помогает воспитывать чувство любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo