Специалисты
Речевое развитие детей дошкольного возраста методом логопедического синквейна
9
апреля
2021
консультация для родителей
Самойленко В.В. учитель-логопед МБДОУ д/с № 64 |
В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Дети разучились разговаривать на «богатом и могучем» русском языке. В каждой семье сегодня есть различные гаджеты: компьютеры, телевизоры, планшеты, сотовые телефоны. Все это заменяет детям живое общение с родителями.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картине, трудности в заучивании стихотворений, а также использование в речи сложных грамматических конструкций.
Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Одна из таких методик – «логопедический синквейн».
«Синквейн» от французского слова «пять». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси в начале 20 века.
Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по какой-либо теме.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
Правила составления синквейна.
По форме синквейн напоминает елочку:
в первой строке – должна находиться сама тема обычно это явление или
предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего
одно слово, слово-предмет (существительное);
во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и
признаки этого предмета, слова-признаки (прилагательные), отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
в третьей строке – содержатся уже три слова (слова-действия), которые описывают действия, характерные для этого предмета, отвечающие на вопрос: Что делает?
в четвертой строке – словосочетание или предложение, состоящие из нескольких слов. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна;
пятая строка – одно слово-существительное, связанное с первым, отражающее сущность темы, обобщающее понятие по теме или синоним.
Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
О чем же можно составить синквейн? Можно составить синквейн о природе, о мультипликационном или сказочном герое, о настроении, о игрушке, по картине. Можно составить синквейн-загадку (в котором отсутствует первая строка), синквейн по прослушанному рассказу, можно сочинить короткий рассказ или сказку по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в его состав.
Примеры синквейнов:
Кто? Какая? Что делает? Предложение. Ассоциация. |
Что? Какой? Что делает? Предложение. Ассоциация. |
Собака. Мохнатая, большая Спит, играет, лает. Мне нравится играть с собакой. Друг. |
Банан. Желтый, мягкий. Растет, спеет, чистится. Моя сестра любит спелые бананы. Фрукт. |
Так же на основе синквейна можно обучать детей рассказыванию.
Пример составления рассказа по синквейну:
Заяц.
Белый, пушистый.
Боится, пугается, убегает.
Я жалею зайца.
Дикое животное.
Рассказ: «Заяц белый, пушистый. Живет в лесу. Заяц боится волка и лису, он пугается и убегает от них. Мне жалко зайца. Зимой диким животным трудно жить».
При составлении синквейна с детьми дошкольного возраста нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец. Если у ребенка возникают затруднения, то можно помочь наводящими вопросами.
Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять – весело и полезно и легко! Развивается интерес к окружающему миру, речь, мышление, память. Одна из целей составления синквейна с дошкольниками – добиться умения кратко выражать свои мысли.
Используя «Логопедический синквейн» можно решить сразу множество важнейших задач:
- Синквейн помогает пополнить словарный запас;
- Синквейн учит краткому пересказу;
- Синквейн помогает развить речь и мышление;
- Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов;
- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль;
- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания;
- Синквейн – это также способ контроля и самоконтроля (где дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).
1 слово – слово-предмет
2 слова – слова-признаки
3 слова - слова-действия
4 слова - предложение
1 слово – слово - предмет
Список литературы:
- Трифонова С.С. «Использование инновационного модифицированного метода «Логопедический» синквейнв работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи» - журнал «Дошкольная педагогика», № 4, 2019г.
- Душка Н. Д. «Синквейн в работе по развитию речи дошкольников» - журнал «Логопед», № 5, 2005г.