Группы

«ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРЫ И ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

15

декабря

2021

Воспитатель МБДОУ № 64

Романенко М.Л.

2021г.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию детей.   Педагогические возможности игры изучались К.Д.Ушинским.  Однако К.Д. Ушинский четко разделял учение и игру, он считал, что игра – это, по большей части, проявление воображения, фантазии ребенка, учение – организованная деятельность, руководимая педагогом.

В противовес этой точке зрения появилась другая, сводившаяся к мысли, что между обучением и игрой имеется довольно тесная связь. Так, А.В. Запорожец считал, что нельзя противопоставлять игру обучению, а необходимо выяснить, как в игре осуществляется обучение и как оно влияет  на развитие способностей детей. Он указывал, что обучение на разных возрастных этапах имеет свои особенности, это может быть манипулирование с предметами, игра и специальная учебная деятельность. По его мнению, в игре продолжается обучение в широком смысле. Игра как форма организации и метод обучения формирует заинтересованное отношение детей к материалу занятия, создает положительный эмоциональный фон и возможность проявления способностей каждым ребенком.

Однако между игрой и обучением с педагогической точки зрения есть различие. Игра понимается как свободная деятельность ребенка, свободная от внешней регламентации, от предписания смысла, определенных игровых действий и положений, форм игры, но она обусловлена отражаемой в ней общественной практикой. Для обучения характерно следующее: инициатором и субъектом учения является взрослый, который определяет цели и содержание обучения, демонстрирует образцы действий, направляет, контролирует и оценивает процесс; обучение направлено на усвоение нормативных, предусмотренных программой знаний; обучение протекает в определенных организационных рамках, например в форме учебных занятий. Место и роль игры в образовательном процессе во многом зависят от понимания педагогом ее функций. Самая главная функция — обучающая. Она обеспечивает усвоение ребенком знаний и умений, развитие интеллектуальных функций (памяти, мышления, внимания, воображения). Мотивационная функция способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращает занятие в увлекательное приключение. Коммуникативная функция объединяет детей, способствует установлению эмоциональных контактов, формирует навыки общения. Диагностическая функция выявляет проблемы в развитии детей, позволяет педагогу изучать особенности личности ребенка в раскрепощенной форме. Коррекционная функция вносит позитивные изменения в структуру личности ребенка.

В настоящее время можно выделить две проблемы, обусловленные использованием игры на занятиях в дошкольном учреждении: одна проблема заключается в значительном уменьшении использования игры и игровых приемов даже в обучении детей 3-5 лет, другая проблема состоит в неумении части педагогов вообще использовать в обучении игровой метод. В теории дошкольного образования к игре как методу обучения предъявляются следующие требования: создание игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели; включенность каждого участника в игру; предоставление участникам игры возможности самостоятельного активного действия; доступность для детей игровых заданий; разнообразие средств достижения цели.

Игровой метод включает в свое содержание два вида деятельности: с одной стороны, это игровая деятельность, с другой – деятельность обучения. Игровой метод имеет сложную структуру, представляющую собой синтез учения и игры. Характерными признаками игрового метода выступают: ярко выраженное соперничество и эмоциональность в игровых действиях; изменчивость условий их выполнения; отсутствие строгой регламентации в характере действий и нагрузке; комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и физических качеств; высокие требования к творческой инициативе в действиях.

В дошкольном возрасте игровой метод находит широкое отражение в игровых обучающих ситуация . Реализация игровой обучающей ситуации происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности. Содержание игровых обучающих ситуаций многообразно.  Наиболее типичными игровыми ситуациями являются: ситуации-иллюстрации; ситуации-упражнения; ситуации партнерского взаимодействия (ситуации-проблемы), ситуации-оценки. Ситуации-иллюстрации чаще всего используют в обучении детей младшего дошкольного возраста. В них разыгрываются простые сценки из жизни детей и взрослых, они позволяют детям проигрывать стратегию поведения, дают возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода, моделировать угрожающие бытовые ситуации. Важным условием реализации ситуации-иллюстрации является обогащение предметно-игровой среды. Взрослый при ознакомлении детей с игровой ситуацией выступает как организатор детской деятельности, затем – как участник, в дальнейшем – просто наблюдает, поясняет, подсказывает. Параллельно с ситуацией-иллюстрацией используются ситуации-упражнения. Они побуждают ребенка к действиям, направленным на закрепление полученных умений и навыков, правил безопасного, здоровье сберегающего поведения, социально-личностного взаимодействия со сверстниками. Эмоциональность ситуации-упражнения помогает ребенку лучше освоить и запомнить образовательное содержание, способствует тренировке в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в единый сюжет. Компонентом игрового приема ситуации-упражнения может быть дидактическая кукла. Положительная оценка со стороны игрового персонажа позволяет ребенку утверждаться в правильности понимания норм и правил собственного поведения. Ситуации-проблемы связаны в дошкольном возрасте с действиями типа отгадывания и поиска, которые сопровождаются словами педагогического работника «найди» и «угадай». Одним из видов игровой ситуации-проблемы выступают простые по результату продуктивной деятельности игры- эксперименты. Они должны быть предметного содержания, поскольку познавательная жизнь детей строится вокруг мира предметов и манипуляций с ними. В ситуациях-проблемах следует активно использовать фольклор и детскую художественную литературу соответствующей тематики как возможность интеграции детской литературы и игры в формировании основ культуры поведения ребенка.  Разные виды игр задаются разными воображаемыми ситуациями: режиссерская игра — путем смыслового объединения предметов; сюжетно-ролевая игра требует не менее двух сопряженных ролей; игра с правилами — возникает при выполнении правил. В обучении детей важны все виды игр.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

  1. Игра приносит ребенку удовольствие прежде всего от ее процесса, а не только результата.
  2. Творческий и импровизационный характер этой деятельности.
  3. Эмоциональная насыщенность игровой деятельности, соперничество, соревнование, состязательность.
  4. Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Игровой опыт детей широко используется в физическом воспитании. Игровые упражнения – это физические упражнения, проводимые с применением тех или иных методических особенностей игры.

В настоящее время практике предложены различные виды подвижных игр и игровых упражнений с включением в их содержание многократных беговых упражнений, с целевой установкой на формирование ловкости, выносливости, силовых качеств, комплексные игры с элементами речевой, конструктивной и других видов деятельности.

В обучении детей игра организуется взрослыми. Игровой метод обучения дошкольников требует от педагога умения специально разрабатывать учебно-игровые диалоги.

Все элементы игровых обучающих ситуаций: сюжет, ролевое поведение и игровые действия воспитателя и детей имеют дидактическое начало и направлены на выполнение задач занятия. В рамках игры дети получают новые знания, выполняют исследовательские действия.

В учебно-игровое общение педагогом включаются игровые персонажи. Но включаются они не для развлечения, а как условие, обеспечивающее выполнение дидактических задач, создают положительную познавательную мотивацию и поддерживают ее на протяжении всего занятия. Игровые персонажи не просто приходят в гости к детям, а обращаются к ним со своими проблемами, они нуждаются в помощи и знаниях детей. Проблемная ситуация, задаваемая персонажем, меняет позицию ребенка из обучаемого в обучающего. Смена позиции активизирует интеллектуальную деятельность детей, усиливает познавательную мотивацию.

Игра как форма организации и метод обучения детей дошкольного возраста формирует заинтересованное отношение детей к материалу занятия, создает положительный эмоциональный фон и возможность проявления способностей каждым ребенком, помогает ему почувствовать собственные возможности и обрести уверенность в себе. К игре как методу обучения предъявляются следующие требования: создание игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели; включенность каждого участника в игру; предоставление участникам игры возможности самостоятельного активного действия;

  • игровые задания должны быть сложными, но доступными детям;
  • пути и средства достижения целей должны быть разнообразными.

В обучении дошкольников необходимо рациональное сочетание игровых и неигровых методов.

Игровая технология обучения поддерживает и укрепляет физическое и психическое здоровье детей. Поэтому важной профессиональной задачей является освоение воспитателями дошкольных учреждений игровых технологий обучения детей.

Важным условием развития игры является наличие у воспитателя игровой позиции. Сформированная игровая позиция воспитателя (позиция «партнера», «режиссера», «соигрока») обеспечивает включение ребенка в игру, оказывает позитивное влияние на ее развитие, способствует созданию игровых обучающих ситуаций. Таким образом, игра в образовательном процессе детского сада выступает активным методом обучения и обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Итоги игры в образовании детей выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo