Группы

Роль сказок в формировании у дошкольников ЗОЖ

26

мая

2022

Романенко М.Л.

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека валеологическую культуру. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров (М. Пришвин).

Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребёнка с детства бережно относится к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.

Надо помочь детям осознанно относиться к здоровью и жизни. Как же укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить им навыки здорового образа жизни? Найти ответы на эти вопросы должны совместно дошкольное учреждение и семья, используя различные формы работы.

Используя в своей работе с детьми технологию валеологического воспитания, можно сказать, что наибольший развивающий эффект дают игровые методы и приемы, в которых средством валеологического воспитания выступают сказки.

Данный подход позволяет в доступной и интересной форме преподнести детям валеологические знания. Сказка забавляет, трогает, увлекает, но при этом неизменно ставит вопросы, побуждает думать. В сказке заложены целебные силы для психического, духовного, нравственного и физического здоровья ребенка.

Сказки не только помогают детям овладеть валеологическими знаниями, но и формируют общую культуру личности ребенка, морально-нравственные ценности, эмоциональную отзывчивость и сопереживание, гражданские и патриотические чувства.

Вместе со сказкой дети отправляются в путешествие по «стране Здоровья». Самые простые бытовые предметы оживают в сказке. Например: Королева Зубная щетка, Веселая расческа, Волшебное зеркало помогают подойти к пониманию культурно-гигиенических навыков, а именно мыть руки, чистить зубы, использовать предметы личной гигиены по назначению. Такие герои сказок, как доктор Неболейкин, Чистюлькин помогают формированию представлений о себе и других людях, рассказывают детям о строении тела человека, формируют умение сочувствовать другим людям, мотивируют к стремлению вести здоровый образ жизни, правильно питаться, закаляться, беречь зрение, приобретать навыки правильного дыхания, самомассажа и др.

Сказкотерапия - один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво водействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Сказкотерапия нацеленна на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.

Сегодня было уже много сказано о методах сохранения и укрепления здоровья детей.

Но сохранение здоровья - это не просто отсутствие болезней; это ещё и состояние полного  психического а также социального благополучия.

На сегодняшний день уровень развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже те понятия, которые очень близко идут по жизни вместе с нашими детьми.

В связи с этим, нашей основной задачей становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, приобретение элементарных знаний о законах жизни и применение их в повседневной жизни.

Целью является: формирование у детей необходимых знаний, умений и навыков к здоровому образу жизни, а также использование полученных знаний в общении с окружающими людьми.

Дети – это наше будущее, будущее всей страны. Поэтому, здоровье детей – богатство нации. Этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию практически в любой точке планеты, где живут люди и есть крупные промышленные предприятия. Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья как взрослых, так и детей. Всё больше и больше детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. А это не проходит бесследно и приводит к комплексу школьных проблем.

Перед родителями и педагогами, встает вопрос, как же сформировать у детей осознанное отношение к своему и здоровью и привычку быть здоровым? Мы предлагаем Вам использовать для этого, кроме личного примера еще и сказки. Они понятны и близки детям, легко запоминаются. Читая или рассказывая сказки, рассматривая иллюстрации, сопереживая героям, у детей формируется понятие о здоровом образе жизни, о необходимости  гигиенических процедур и товарищеских отношениях.

Сказку любят все. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно и больно). Для сказочного героя и выход из положения придумать легче. А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя, да к тому же сказка всегда хорошо кончается.

Сказка учит жить.  Разве только дети слушали бабушкины сказки в семье? С не меньшим удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи. Да и где еще можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как не в хорошей сказке? Без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания.

Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами образовательной работы с детьми.

Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. Что, как не сказка, позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать? Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, если бы обладал волшебством?

Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестает быть «потемками», а своя душа вдруг приобретает непривычные качества и свойства. Отчего у ребенка, а то и у взрослого текут слезы, если ему самому никто не угрожает, никто его не обижает?

В зависимости от возраста ребенка можно использовать различные виды сказок:

Фольклорные сказки для самых маленьких, например, «Кот, петух и лиса», «Вершки и корешки», «Петушок и бобовое зернышко»;

Для детей постарше – литературные сказки: «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит» К.Чуковского;

Для среднего и старшего возраста – сказки современных писателей: «Петька – Микроб» Г.Остера, «Свинья в гостях», «Жадная жаба», «Верное средство» Г.Юдина или сказки М.Пляцковского «Длинная шея», «Сосульки», «Как ослик учился уважать старших».

Существуют сказки на гигиеническую тематику, такие как «Зубик – зазнайка» (авторы: Н.Кубанова и Н.Букреева),где детям близка и понятна «боль» Зубика и «обида» Зубной Щетки, и «самодовольство» микроба  Зубоеда.

Дети любого возраста очень любят и сказки-ситуации, которые можно сочинить самим. На примере сказочных героев детям гораздо интереснее и легче запоминать  любые правила и навыки, направленные на формирование здорового образа жизни.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед  педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Главным препятствием является отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью.

В образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека и обеспечению безопасности его жизни. Наша задача - помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, осознать ответственность за свое здоровье.

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение личности ребенка, оказывает и познавательное, и воспитательное, и эстетическое влияние на ребенка.

Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр, проживая в игре жизнь героев, ребенок приобретает их духовный и нравственный опыт. Следовательно, путем правильного отбора художественной литературы. Можно оказывать благотворное влияние на становление личности ребенка, на формирование его духовных и жизненных ценностей.

Для достижения этих целей можно использовать стихи: С.Погореловский « Ай, глаза - глазенки», Саша Черный «Мамина песня», «Тише всех», М.Ю. Дружинина « Медведь», Р. Сеф «Тишина» ,Н.Тополева « Чистим зубы», Н. Орлова « Про глаза», Г. Шалаева « О зубах», Вл. Степанов « В ручейке вода струится», « Чтобы не было беды», « Сам», К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит».

А также загадки, потешки, пословицы, поговорки, сказки ( например,« О Маше и Ойке» Софьи Пркофьевой).

Во время совместной деятельности ребята учатся внимательно слушать литературное произведение, анализировать его совместно с педагогом, обыгрывать потешки, решать проблемные ситуации (например, лечить зайчонка Ушастика, учить Нехочуху умываться, помочь девочке Ойке чистить зубы, приготовить Ойке полезный обед и т.д.)

Художественные образы помогают ребенку осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям.
Сказки о животных лучше всего передают жизненный опыт маленьким детям. Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными и стараются быть похожими на них («Теремок», «Зимовье зверей» и т.д.);                                                                                                        

Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях(«Дочь- семилетка, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т.д.);
Волшебные сказки предпочитают дети 5- 7 лет. Этот возраст характерен тем, что дети начинают интересоваться человеческими взаимоотношениями. Поэтому героями сказок должны быть люди: или обычные, с соседнего двора, или наделенные волшебными качествами – волшебники, феи («Царевна- лягушка», «Кощей Бессмертный» и т.д.)

Итак, ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами.
Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» - нормы и правила поведения, ненавязчиво слушать других и выражать свои мысли.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.
Разыгрывая сказку ребенок и танцует, и играет в различные подвижные игры, т.е. развивается еще и двигательная активность.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo