Группы

Современные достижения педагогической теории и практики по использованию сказок в образовательной работе с детьми

14

декабря

2020

Подготовила  Воспитатель Романенко М.Л.

 

Сказки - это мудрость и жизненный опыт наших предков, передаваемый из поколения в поколение. Многие из них мы знаем с самого раннего детства и пересказываем своим детям. Но не всегда родители задумываются о том, какая отведена роль сказке в воспитании дошкольников, зачем она нужна и чему она учит ребенка.

С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила жизни человека, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться искусством. Пренебречь этим — значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека.

Сказка применяется в различных направлениях развития дошкольников.

социально-коммуникативное развитие

познавательное развитие

речевое развитие

художественно – эстетическое развитие

физическое развитие

Одной из задач социально – коммуникативного развития дошкольников является:

- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Выявив это не всегда напрямую сформулированный «намёк», прояснить его суть, дать себе урок – вот главная задача работы в этом направлении - выявить в чём нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. 

Например:

В сказке «Кот в сапогах» можно предложить рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего, потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво себя ведёт, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чём не повинных героев сказки?

В сказке «Рукавичка» нравственный урок можно также предложить раскрывать с помощью поговорки«В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому–то. Вот тут–то и начинаются противоречия.

Всё внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и её гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, а для кого плохо. А может быть не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички).

Следующими задачами социально – коммуникативного развития дошкольников является:

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

- формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Наиболее удачным средством коммуникативного развития дошкольников является театрализованная игра. Специфика заключается в том, что в процессе театрализованной деятельности ребенок использует различные символические средства (мимику, пантомимы, пластику, речь, пение и т. п.) передачи и воспроизведения информации, реализуемые в межличностных отношениях, повышающих степень социальной компетентности ребенка в процессе взаимодействия с окружающим.

А что как не сказки, проще всего инсценировать. Очень интересно организовать  театры в формате «Дети-детям» и «Дети – взрослым»,где ребята будут устраивать театрализованные представления для своих сверстников, детей младшего возраста, а также  для родителей. Это и кукольный театр, теневой театр и т. д.

Также познавательное развитие предполагает:

-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

-формирование познавательных действий, становление сознания;

-развитие воображения и творческой активности;

 

В работе со сказками  возможно использование проектной деятельности, которая является осознанной, рефлексируемой добычей новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.

 

В деятельности ДОУ можно реализовать следующие типы проектов:

- Исследовательско- творческие: дети исследуют сказки на различные темы, а затем результаты оформляют в виде буклетов, коллажей

- Информационно-творческие: дети собирают и оформляют (оформление и дизайн группы, выставки, создание альбомов т. д.)

Например:

Проект «Мыши-герои сказок». Дети исследуют, знакомятся со сказками, выбирают те, где встречаются мыши, выясняют, какие мыши в сказках( добрые или злые). Также можно рассказать о том, что в России существует музей мыши.

Проект «Экология в сказках». В ходе проекта дети прослеживают процесс от семечка к яблочку и снова к семечку, выясняют, в каких сказках встречается яблоко, яблоня, семечко яблока, какую роль они играют в данных сказках а также, что готовят из яблок и т. д. Можно изготовить  макет по данной теме.

Проект «Какая еда встречается в сказках». Дети исследуют сказки и прослеживают, какая же русская еда встречается в сказках, чем питались наши предки. В ходе проекта в рамках тематической недели «Разговор о правильном питании» возможно также решение задачи физического развития дошкольников, а именно становление ценностей здорового образа жизни. Здесь внимание необходимо уделить разговору о продуктах традиционной русской кухни под девизом «Каша- матушка наша, а хлеб ржаной - отец родной.»

Проект «Животные в сказках». Можно создать альбом или организовать выставку книг,в которых встречается один и тот же какой-либо сказочный персонаж-животное ,иллюстраций, рисунков по сказкам о животных.

Проект «Сказки в мультфильмах». Создание фильмотеки с подборкой фильмов-сказок. Просмотр и обсуждение увиденного.

Коллекционирование. Дети с помощью воспитателей и родителей собирают коллекции  мелких игрушек, открыток, значков, фантиков, марок, с изображением сказок, сказочных героев. Коллекционирование  имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования развивается внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Также для познавательного развития можно  использовать электронные дидактические игры и упражнения по сюжетам сказок. Педагог, рассказывая сказку, показывает детям картинку с заданием. Эти задания помогут развить наблюдательность ребёнка, его умение запоминать, мыслить и анализировать.

Игровые задания сопровождаются забавными весёлыми рисунками, можно обогатить пособие звуковым сопровождением. Ребёнок с удовольствием будет выполнять их, разглядывая картинки. Размер такого пособия может быть неограниченным, все зависит от вашего желания и фантазии.

Трудно отрицать роль сказок в речевом развитии дошкольников. Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.

Одной из задач речевого развития дошкольников является развитие речевого творчества. Примером является сочинение сказок.

Сочинение сказок вместе с мамой – это тот вид творчества, который был очень распространен в семьях интеллигенции в девятнадцатом веке. Тогда даже выпускались домашние журналы и газеты. Сейчас этот вид речевого творчества почти забыт.

Сочинение сказок развивает не только фантазию, но и речь, мышление, воображение ребенка, доставляет массу положительных эмоций, формирует у ребенка чувство своей успешности.

Одним сочинением сказки данная деятельность не заканчивается, далее дети могут пройти ряд «этапов»:

- Публичное признание (дети знакомят своих сверстников, взрослых с результатами своего творчества)

- Выпуски литературных стенгазет (распространение своего опыта за пределами группы, детского сада)

- Участие в конкурсах (дети участвуют в различных литературных конкурсах)

- Встречи на сказочном перекрестке, встречи у литературного мостика (клуб по интересам)

- Посвящение в сказочники.

Новые подходы в работе со сказкой используются и  для художественно – эстетического развития дошкольников и  включают в себя следующие задачи:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы);

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

Для решения таких задач можно разработать

 цикл занятий «Музей одной картины», здесь дошкольники знакомятся с произведениями изобразительного искусства по сюжетам сказок. Например, по серии картин по русским сказкам В. Васнецова.

В рамках задачи по художественно – эстетическому развитию реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) используются нетрадиционные техники рисования, например монотипия,пальцевая живопись,рисование акварелью по мокрому, рисование с помощью трафаретов по сюжетам сказок, с героями сказок.

Использование трафаретов,например,

- способствует развитию фантазии, мышления, памяти, речи и художественных способностей ребенка;

- готовит руку к письму;

- воспитывает настойчивость и аккуратность;

- поднимает настроение и вызывает интерес к творчеству.

Необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой.

Используются следующие виды взаимодействия с родителями:

- Тематические родительские собрания о воспитательно- образовательных возможностях сказок

- Дни открытых дверей (Родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания и т. д.).

- Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них (Новый год. Сказка "Колобок").

- Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (Придумывание загадок; оформление книги сказок).

- Устройство выставки работ детей и родителей ("Наши любимые сказки", "Зимние сказки").

- АКЦИЯ «ПОЧИТАЙ МНЕ, МАМА, СКАЗКУ ПЕРЕД СНОМ»

Основная идея заключается в раскрытии и популяризации творческого потенциала родителей.

Сказка на ночь - это своего рода пожелание спокойной ночи. Длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это общение с малышом.

Основной эффект в чтении вечерней сказки – снятие напряжения, переключение внимания малыша с дневных переживаний и расслабление нервной системы.

Сказка, прочитанная на ночь, лучший способ подарить малышу крепкую нервную систему.

Применение различных методов и приемов обучения и воспитания детей с помощью сказки способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество; удовлетворяет потребность в занятиях по интересам. Такая работа, является продуктивной. В результате у детей расширяется интерес к театрально-игровой, художественно-эстетической деятельности. Они становятся более чувственными и эмоциональными, более активными и самостоятельными.

 

 

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo