Группы

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»

7

декабря

2022

Подготовила воспитатель 1 младшей группы

Самойлович Е.А

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления.

Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

В. А. Сухомлинский.

Мелкая моторика — это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста, поэтому развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет — актуальный вопрос для родителей.

Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и др.

У малыша третьего года жизни мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных навыков. Ребенок предпринимает определенные действия, чтобы получить новую информацию: он бросает, трогает, ломает игрушки и тем самым их изучает. Когда ребенок лепит, вырезает, рисует, застегивает пуговицы под руководством взрослого, он также учится, получает новые знания.

Средства развития мелкой моторики:

  • Природный материал, бумага, вода, куклы, песок, пластилин, крупа, пуговицы, бусы, нитки, веревки, ткани, шнурки, карандаши, счетные палочки, изобразительные средства.
  • Массаж ладоней и пальчиков рук оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Например:

Ежик в руки мы возьмем, Покатаем и потрем.

Вверх подбросим и поймаем, И иголки посчитаем.

Пустим ежика на стол, Ручкой ежика прижмем

И немножко покатаем … Потом ручку поменяем.

Пальчиковые игры.

Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзии.

      1. Этот пальчик дедушка, (большой) Этот пальчик бабушка, (Указательный)

Этот пальчик- папочка, (средний)

Этот пальчик мамочка, (безымянный)

Этот пальчик я, (мизинец)

Вот и вся моя семья. (пальцы обеих рук соединить)

  1. «Перед нами елочка: (сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки,   (показывают кулачки)

Иголочки,    ( указательные пальцы)

Шарики,        (пальцы сжимают в круг)

Фонарики,      (показывают «фонарики»)

Зайчики,          (показывают «ушки зайца»)

И свечки,        (прижимают ладони и пальчики друг к другу)

Звезды,            (прижимают ладони с раздвинутыми пальцами)

Человечки».     (ставят средний и указательный пальцы на колени)

Изобразительная деятельность. Рисование способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Рисование способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук.

«Пальчиковое рисование». Это один из первых видов рисования, с которым можно познакомить ребенка уже с 6-8 месяцев. Рисование пальчиками хорошо развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Благодаря тому, что в головном мозге центры отвечающие за движение и речь, расположены рядом, поэтому стимулируя центр отвечающий за движение, стимулирует и речевой центр. Рисование пальчиками развивает тактильную чувствительность: при макании пальчика в краску и при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования, возникают новые ощущения для ребенка, ребенок учится осознавать свое тело. Рисуя пальчиками тренируется ловкость пальцев и кистей рук - это своего рода подготовительный этап к переходу к рисованию кистью. Раскрашивая пальчиком раскраски, малыш учится чувствовать границы.

Лепка. Развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему.

Игры с прищепками

Развивают координацию, мелкую моторику рук. Цель: научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дожди к тучке, травку к земле и тому подобное).

Шнуровки. Развивают мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, творческие способности, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», развитию речи.

Игры с крупами. Очень полезны для развития мелкой моторики игры с крупами. Для игр подойдут горох, чечевица, фасоль разных видов, манка и др. Как играть: Дайте ребенку различные ложечки, вилку, стаканчики, баночки, тарелочки и пусть он:

⮚ Пересыпает ложкой горох из одного тазика в другой.

⮚ Попробует сделать это вилкой. Объясните ему, почему у него не получилось.

⮚ Пересыпает горох стаканчиком, пластиковой бутылочкой (можно взять из под йогурта).

⮚ Насыпает горох в бутылочку с узким горлышком.

⮚ Насыпает крупу в стаканчик через воронку.

⮚ Попробует насыпать горох в глубокую и плоскую (можно взять игрушечную) тарелку.

⮚ Попросите его накормить ваших животных -собачке насыпать в глубокую тарелку, а поросёнку -в мелкую.

⮚ Так же в емкости с крупой можно спрятать много мелких игрушек, ребенку необходимо отыскать все эти игрушки.

Мозаика:

⮚ способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.

Конструкторы и наборы строительных материалов

Эти игрушки способствуют интеллектуальному развитию детей, формированию способностей к техническому творчеству, развивают моторику рук, создают в воображении ребенка некие идеалы цветов и форм.

Игры с игрушками вкладыши, пирамидки.

Пирамидки - способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.

В 2-3 года вся активная деятельность ребенка сводится к игре. Играя, он учится, развивается, растет. А играть можно только в хорошем настроении – родителям об этом стоит помнить. Поэтому к любым развивающим занятиям нужно приступать, когда малыш пребывает в соответствующем расположении духа, – тогда они принесут максимальную пользу и радость.

    

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo