Группы

Приобщение дошкольника к здоровому образу жизни через театральную деятельность

7

декабря

2021

Подготовила воспитатель

Журавлева Елена Викторовна

В последнее время состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показывает, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей.

Здоровье детей зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровья родителей и наследственности, условий жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения. Не следует забывать, что основы здорового образа жизни закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Приятно замечать, что в настоящее время система образования повернулась лицом к проблеме сохранения, укрепления и формирования здоровья подрастающего поколения.

Основная задача взрослых заключается в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколение. Фундамент благополучия будущих поколений должен основываться на охране здоровья детей, на формировании и воспитании их культуры здоровья. Это может быть достигнуто путем реализации здоровьесберегающих технологий, которые используются в дошкольном учреждении.

Здоровьеформирующие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьеформирующего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. 

Учитывая состояние здоровья детей, понимая и принимая во внимание особенности развития детей дошкольного возраста, назрел вопрос о необходимости использования в образовательно - оздоровительном процессе систему театрализованных игр и упражнений. Определяющим стало то, что одним из самых эффективных средств развития, воспитания и оздоровления детей является театр и театрализованная игра. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д. 

Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления, позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, а подготовительный этап позволяет укрепить многие стороны здоровья ребенка. Разнообразие тематики и средств применения, эмоциональность игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития и оздоровления детей.

Для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходимо использовать такие виды оздоровления, как:

  • дыхательные упражнения;
  • пальчиковые игры;
  • самомассаж;
  • артикуляционная гимнастика
  • игровые упражнения с целью выработки правильной осанки;
  • закаливание и др.

Например: пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить на ладошке у ребенка сказку, в которой он сможет исполнить роль любого героя. Пальчиковые упражнения – это не только забавно, но и очень полезно. На кистях рук располагается множество акупунктурных точек. Игры с пальцами доступны и понятны детям. Постепенно пальчики станут ловкими и подвижными, что поможет ребятам с большим удовольствием и радостью заниматься пальчиковым театром. Играя, малыши развивают речь, общую координацию, совершенствуют мелкую моторику пальцев и кистей рук, подготавливая их к письму, рисованию и игре на музыкальных инструментах.

Игры с кукольным театром также развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью.

Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка. Участвуя в спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Осязание играет немалую роль в увеличении способности тактильного восприятия окружающего, тренирует мускульную память. На здоровье ребенка несомненно влияет и психосоматика. Эмоции играют в жизни человека очень значительную роль. Под ними мы подразумеваем самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. И именно в театрализованной деятельности больше, чем в какой -либо другой деятельности, можно проработать психологическое здоровье.

Артикуляционная гимнастика то упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.

Таким образом, мы пришли к выводу, что театрализация – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, родители. Занимаясь вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками, разными видами упражнений, играя, дети готовятся к выступлениям на утренниках, к участию в досугах, развлечениях, «днях здоровья», викторинах, спектаклях, участвуют в организации театрально - игровой деятельности. С помощью театрализации проще достигнуть поставленной цели – сохранения психического, соматического и социального благополучия, развития индивидуальных способностей детей.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo