Группы
Эффективность развития ИКТ – технологии в образовательном процессе с детьми»
26
мая
2022
Подготовила воспитатель Журавлева Е.В.
Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня.
Традиционные формы работы с информацией практически пережили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий нет. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современный детский сад.
Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в детском саду и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.
В детском саду, как в капле воды, отражаются те же изменения. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводниками в мир новых технологий.
Если компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю, то в детском саду компьютер до сих пор не превратился в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.
Новые информационные технологии (НИТ) – технологии активного использования компьютера в процессе обучения.
Это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?
- Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
- Подбор дополнительного познавательного материала.
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
- Оформление групповой документации, отчётов.
Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения.
- Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
В психологических исследованиях ученых отмечается, что компьютерные технологии влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых. Доказано, что дети особенно в младшем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как он помогает передать информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления, активно пополняется словарный запас детей. Малышам интересно слушать сказку или рассказ по новому, а не по традиционным картинкам, книжкам или театру. Ребёнок с интересом включается в работу, при этом, не отвлекаясь на посторонние предметы, быстрее запоминает основные цвета и геометрические фигуры, догадывается, как правильно размещать предметы по свойствам: одинаковые по форме, но разные по цветам или одинаковы по цвету, но различные по фигуре. Так непринужденно происходит активизация познавательной активности детей.
Дети стремятся к поисковой деятельности и пополнению знаний, умеют классифицировать, сравнивать и сопоставлять, могут высказать свою точку зрения, не бояться ошибиться.
Существует много различных технологий, например :
- Технологияразвивающего обучения, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.
- Игровые технологии в ДОУ.
- Педагогика сотрудничества.
- Технология ТРИЗ(теория решения изобретательских задач), направленная на развитие творческих способностей.
- Информационно-коммуникативные технологии.
- Здоровьесберегающие технологиис целью укрепления здоровья детей.
- Технологияпроблемного обучения.
- Технологияпроектной деятельности.
Информационно - коммуникативная технология является самым современным инструментом для сбора и обработки информации, ИКТ дают мне возможность повысить качество обучения и сформировать информационную компетентность детей, помогают ориентироваться в источниках информации и делать выводы, задавать вопросы на интересующую тему, проявлять творчество.
Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.
Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года. В 2008 году разрабатывались теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, активно создавались программы для дошкольников. Педагоги, изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г. А. Репина, Л. А. Парамонова, высказывали мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей. Применение ИКТ технологий способствует решению следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация, обогащение кругозора, помощь в освоении социальной роли, формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность, формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, организация благоприятной для развития предметной и социальной среды по средствам ИКТ.
Актуальность применения ИКТ в дошкольном образовании.
В данный период жизни, в условиях ФГОС ДО, предлагающего нам модернизировать и оптимизировать процесс обучения воспитанников, использование ИКТ стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. Подрастающее поколение живет в мире электронной культуры. Для сегодняшних детей мир игры – это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые приставки, планшеты. Дети воспринимают информацию посредством телевидения, персонального компьютера, которые не всегда несут полезную информацию. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является работа по созданию понятных и близких, на данном этапе развития общества, электронных дидактических и познавательных пособий. Это и упомянутые выше электронные дидактические игры, и интерактивные плакаты, благодаря которым ребенок становится не просто наблюдателем, но и активным участником процесса познания.
Так как дети большую часть времени проводят в дошкольных заведениях, то на воспитателя возлагается ответственность донести и привлечь внимание детей к образовательной деятельности с применением ИКТ технологий для достижения более успешных результатов в воспитательно-образовательном процессе.
Классификация ИКТ - средств по областям методического назначения.
- Обучающие. Они сообщают знания, формируют навыки практической или учебной деятельности, обеспечивая требуемый уровень усвоения материала.
- Тренажеры. Предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока.
- Справочные и информационно-поисковые. Сообщают сведения по систематизации информации.
- Демонстрационные. Визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования.
- Имитационные. Представляют собой определенный аспект реальности, позволяющий изучать его функциональные и структурные характеристики.
- Лабораторные. Позволяют проводить эксперименты на действующем оборудовании.
- Моделирующие. Дают возможность составлять модель объекта, явления с целью его изучения и исследования.
- Расчетные. Автоматизируют расчеты и разнообразные рутинные операции.
- Учебно-игровые. Предназначены для создания учебной ситуации, в которой деятельность обучаемых реализована в игровой форме.
Мероприятия в МБДОУ 64с использованием ИКТ – технологий (презентации, слайды, видеоролики, мультфильмы, музыкальное сопровождение) :
- Развлечение, посвященное Дню космонавтики «Путешестие по планетам».
- Праздник к 9 мая.
- Викторина по правилам дорожного движения для детей средней группы: «Незнайка в гостях у ребят».
- НОД по ФЦКМ на экологическую тему «Волшебница вода»в старшей группе.
- Знакомство с произведениями А.П.Чехова
- Литературная викторина в ДОУ «Наши любимые сказки».
- Консультация для родителей на тему: «Развиваем речь, мышление, внимание в детском саду с помощью игр».
- Викторина для родителей на тему : «Счастливое детство», посвященное защите прав детей.
- Утренники: «Мамин День», «Праздник осени», «Новый год встречаем вместе», «Праздник пап»и другие мероприятия с использованием музыкального сопровождения.
ИКТ упрощает и облегчает разработку и создание дидактического материала для ОД, различных игр.
Использование компьютера, возможно, не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но в тоже время, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным.
Поэтому, воспитателю детского сада необходимо и целесообразно применять ИКТ при планировании различных мероприятий, для накопления и сохранения методической базы с целью достижения эффективности в процессе обучения и воспитания детей.