Группы

Эффективность развития ИКТ – технологии в образовательном процессе с детьми»

26

мая

2022

Подготовила воспитатель Журавлева Е.В.

Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня.

Традиционные формы работы с информацией практически пережили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий нет. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современный детский сад.

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в детском саду и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.

В детском саду, как в капле воды, отражаются те же изменения. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводниками в мир новых технологий.

Если компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю, то в детском саду компьютер до сих пор не превратился в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.

Новые информационные технологии (НИТ) – технологии активного использования компьютера в процессе обучения.

Это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

  • Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
  • Подбор дополнительного познавательного материала.
  • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
  • Оформление групповой документации, отчётов.

Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения.

  • Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.

При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

В психологических исследованиях ученых отмечается, что компьютерные технологии влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых. Доказано, что дети особенно в младшем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как он помогает передать информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления, активно пополняется словарный запас детей. Малышам интересно слушать сказку или рассказ по новому, а не по традиционным картинкам, книжкам или театру. Ребёнок с интересом включается в работу, при этом, не отвлекаясь на посторонние предметы, быстрее запоминает основные цвета и геометрические фигуры, догадывается, как правильно размещать предметы по свойствам: одинаковые по форме, но разные по цветам или одинаковы по цвету, но различные по фигуре. Так непринужденно происходит активизация познавательной активности детей.

Дети стремятся к поисковой деятельности и пополнению знаний, умеют классифицировать, сравнивать и сопоставлять, могут высказать свою точку зрения, не бояться ошибиться.

Существует много различных технологий, например :

  1. Технологияразвивающего обучения, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.
  2. Игровые технологии в ДОУ.
  3. Педагогика сотрудничества.
  4. Технология ТРИЗ(теория решения изобретательских задач), направленная на развитие творческих способностей.
  5. Информационно-коммуникативные технологии.
  6. Здоровьесберегающие технологиис целью укрепления здоровья детей.
  7. Технологияпроблемного обучения.
  8. Технологияпроектной деятельности.

Информационно - коммуникативная технология является самым современным инструментом для сбора и обработки информации, ИКТ дают мне возможность повысить качество обучения и сформировать информационную компетентность детей, помогают ориентироваться в источниках информации и делать выводы, задавать вопросы на интересующую тему, проявлять творчество.

Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года. В 2008 году разрабатывались теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, активно создавались программы для дошкольников. Педагоги, изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г. А. Репина, Л. А. Парамонова, высказывали мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей. Применение ИКТ технологий способствует решению следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация, обогащение кругозора, помощь в освоении социальной роли, формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность, формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, организация благоприятной для развития предметной и социальной среды по средствам ИКТ.

Актуальность применения ИКТ в дошкольном образовании.

В данный период жизни, в условиях ФГОС ДО, предлагающего нам модернизировать и оптимизировать процесс обучения воспитанников, использование ИКТ стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. Подрастающее поколение живет в мире электронной культуры. Для сегодняшних детей мир игры – это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые приставки, планшеты. Дети воспринимают информацию посредством телевидения, персонального компьютера, которые не всегда несут полезную информацию. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является работа по созданию понятных и близких, на данном этапе развития общества, электронных дидактических и познавательных пособий. Это и упомянутые выше электронные дидактические игры, и интерактивные плакаты, благодаря которым ребенок становится не просто наблюдателем, но и активным участником процесса познания.

Так как дети большую часть времени проводят в дошкольных заведениях, то на воспитателя возлагается ответственность донести и привлечь внимание детей к образовательной деятельности с применением ИКТ технологий для достижения более успешных результатов в воспитательно-образовательном процессе.

Классификация ИКТ - средств по областям методического назначения.

  1. Обучающие. Они сообщают знания, формируют навыки практической или учебной деятельности, обеспечивая требуемый уровень усвоения материала.
  2. Тренажеры. Предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока.
  3. Справочные и информационно-поисковые. Сообщают сведения по систематизации информации.
  4. Демонстрационные. Визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования.
  5. Имитационные. Представляют собой определенный аспект реальности, позволяющий изучать его функциональные и структурные характеристики.
  6. Лабораторные. Позволяют проводить эксперименты на действующем оборудовании.
  7. Моделирующие. Дают возможность составлять модель объекта, явления с целью его изучения и исследования.
  8. Расчетные. Автоматизируют расчеты и разнообразные рутинные операции.
  9. Учебно-игровые. Предназначены для создания учебной ситуации, в которой деятельность обучаемых реализована в игровой форме.

Мероприятия в МБДОУ  64с использованием ИКТ – технологий (презентации, слайды, видеоролики, мультфильмы, музыкальное сопровождение) :

  • Развлечение, посвященное Дню космонавтики «Путешестие по планетам».
  • Праздник к 9 мая.
  • Викторина по правилам дорожного движения для детей средней группы: «Незнайка в гостях у ребят».
  • НОД по ФЦКМ на экологическую тему «Волшебница вода»в старшей группе.
  • Знакомство с произведениями А.П.Чехова
  • Литературная викторина в ДОУ «Наши любимые сказки».
  • Консультация для родителей на тему: «Развиваем речь, мышление, внимание в детском саду с помощью игр».
  • Викторина для родителей на тему : «Счастливое детство», посвященное защите прав детей.
  • Утренники: «Мамин День»«Праздник осени»«Новый год встречаем вместе»«Праздник пап»и другие мероприятия с использованием музыкального сопровождения.

ИКТ упрощает и облегчает разработку и создание дидактического материала для ОД, различных игр.

Использование компьютера, возможно, не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но в тоже время, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным.

Поэтому, воспитателю детского сада необходимо и целесообразно применять ИКТ при планировании различных мероприятий, для накопления и сохранения методической базы с целью достижения эффективности в процессе обучения и воспитания детей.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo