Специалисты

Развитие речи у ребенка 2-3 лет

27

октября

2020

Подготовила:

учитель – логопед

МБДОУ д/с № 64 

Самойленко В.В.

 

  

Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи, то необходимо уделить этому периоду особое внимание. Очень многое в этом периоде разв ития ребенка зависит от вас – родителей. К малышу необходимо найти подход и уделять ему как можно больше внимания. Не пропустите этот момент.

 

Данный период характеризуется активным накоплением словаря и усвоением грамматического строя речи. Вместе с расширением запаса слов происходит и усвоение звуков речи. В этот период дети любят произносить какое-нибудь слово, иногда искаженное, иногда ими самими придуманное, только потому, что им нравится, как оно звучит.

 

Пришло время специальных игр для развития мелкой моторики, слухового внимания, речевого дыхания, вызывание различных подражаний и активной речи.

  

Развитие мелкой моторики. Много времени следует уделить мелкой моторике, так как она  является важнейшим фактором развития речевого аппарата. Складывайте вместе пазлы (кубики), вслух проговаривая изображения на картинках. Играйте с ребенком в пальчиковые игры. Также хороши такие занятия как лепка из пластилина, рисование красками непосредственно пальцами рук, рисование на манной крупе.  Под присмотром взрослых ребенок может с большим увлечением заниматься с мелкими деталями, такими как бусинки или фасоль, горох. Игры в песочнице особенно способствуют развитию речи у ребенка. 

  

Развитие  речевого дыхания. Дыхательная гимнастика нужна для того, чтобы у ребенка развивались мышцы губ, что способствует правильному произношению звуков. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться  удлинять выдох.

 

Выполнять упражнения с детьми от  двух до трех лет следует, пока им интересно этим заниматься. Если интерес у ребенка пропал, можно его «переключить» на другое упражнение.

 

«Снежинка» 

 

Вырежьте из бумаги снежинку, положите ее на стол и подуйте, чтобы она заскользила по поверхности. Затем предложите ребенку сделать то же самое.

 

«Кораблик»

 

Пустите в тазике с водой легкий кораблик, например, из бумаги. Покажите пример малышу: подуйте на кораблик так, чтобы он поплыл. Пусть малыш повторит за вами.

 

«Футбол»

 

Скатайте  из ваты небольшой шарик, на ровной поверхности  с двух сторон установите «ворота» - это могут быть кубики. Подуйте на ватный шарик, стараясь загнать его в ворота. Попросите малыша сделать тоже.

 

Можно использовать мыльные пузыри, отцветающие одуванчики и другие подходящие предметы.

 

При выполнении дыхательных упражнений следите за тем, чтобы малыш при вдохе не поднимал плечи, а при выдохе – не надувал щеки.

  

Развитие слухового внимания.  Дети любят разгадывать загадки. В возрасте до трех лет им доступны для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую, намекающую на отгадку информацию. Если использовать для загадок небольшие стихотворения с пропуском последнего слова, это будет уже игра не только на развитие мышления, но и на формирование полноценного фонематического слуха, так как ребенку надо будет подобрать отгадку в соответствии с рифмой стихотворения.

 

Примеры загадок:

 

В подполье, в каморке,

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? (Мышка)

  

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка.

Кто же это? (Зайка)

 

Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, помогают закрепить в произношении появляющиеся звуки различные потешки с повторяющимися слогами и слоговыми сочетаниями.

  

Развитие подражаний и речевых навыков.  Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать все, что он делает. Например, при открытии и закрытии дверок говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка». Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает. Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком. Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп». При развитии активной речи у малыша вы стимулируете у него речевое копирование. То есть, воспроизведение звуков говорящего человека.

 

Сначала такое подражание напоминает эхо, когда родители говорят, а дети сразу же повторяют. Чтобы это происходило у малыша осознанно, необходимо применять практическую деятельность. Развить копирование помогут особенные игры. Можно бегать по дому с широкими руками, имитируя полет и гул   самолета,  а можно крутить воображаемый руль и гудеть как машина.

 

Есть масса развивающих книг с красочными картинками, которые могут помочь малышу познакомиться с миром.

 

В помощь Вам может быть следующая литература:

 

- «Программа развития и обучения дошкольника. Мой первый словарь от 1 до 3 лет» Герасимова А.С.,

- Стимульный материал для развития детей раннего возраста. Громова О.Е.,

- «Почти говорим. Первые фразы. Про Машу и Сашу» Шаляпина И.А.

 

Покупайте ребенку книги для самых маленьких, например, из рубрики о животных под названием «Кто я?». Показывая в книжке или на карточке, рисунок с кошкой, можно говорить: «Как делает кошка? – Мяу». Посредством этих занятий вы сможете познакомить кроху с животными и помочь проговаривать определенные звуки. Этот метод идеален для малыша, так как он уже понимает, что каждому зверьку принадлежит тот или иной звук.  

 

Нужно осознавать, что далеко не всегда результаты труда по формированию речи с детьми проявляются мгновенно,  ведь часто малышу требуется определенное время, чтобы накопить знания и умения перед тем, как он начнет применять их на практике.   

     

Дети в таком возрасте еще практически ничего не знают, они только начинают учиться и узнавать окружающий мир. Психологи утверждают, что это идеальное время в жизни человека для раскрытия его способностей и лучших качеств.

 

Ваша цель состоит в том, чтобы обеспечить своему ребенку в этот момент возможность познания окружающего мира. Малыш ни в коем случае не должен быть обделен заботой, вниманием, а также любовью.

  

Список литературы:

  

  1. Методика формирования начального детского лексикона. Громова О.Е., М.: ТЦ Сфера, 2003г.
  2. Диагностика и коррекция развития ребенка первых лет жизни. Прусаков В.Ф., Уткузова М.А., Белоусова М.В., Санкт – Петербург – Казань, 2009г.

  

 

 

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo