Группы

Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ

6

октября

2019

Для того, чтобы индивидуальная работа с детьми с ОВЗ дошкольного возраста способствовала преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ребёнком в ходе обучения на занятиях, она строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей развития ребёнка. Такое изучение осуществляется как с позиции рассмотрения клинического диагноза, раскрывающего этиологию ребёнка, так и на основании тщательного-педагогического обследования.

 

 При обследовании используется широко известные специалистам методики и диагностические комплексы Л.А. Венгера, С.Д. Замбрамной, Е.А. Стребелевой, которые направлены на выявление уровня овладевания им важнейшими видами деятельности (предметной, игровой); развития восприятия; умения осуществлять простейшие мыслительные операции (по подражанию, наглядно, без опоры на наглядность); выявление возможных нарушений звукопроизношения.

 

 Опираясь на известное положение Л.С. Выготского о двух зонах развития, при обследовании выявляются не только актуальные возможности ребёнка, но и перспектива дальнейшего развития. В ходе медико-психолого-педагогического консилиума определяется актуальный уровень развития ребёнка, выделяются основные нарушения и, в зависимости от них, выстраиваются направления коррекционной работы.

 

 Для детей с более выраженной степенью нарушения в развитии составляется индивидуальная программа обучения, главная цель которой – разработка содержания коррекционной работы, направленная на формирование и развитие познавательных процессов, сенсорно-перцептивной деятельности с учётом актуального уровня развития. Данные психолого-педагогического обследования позволяют планировать и отбирать содержание для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с маквимальным учётом возможностей и особенностей ребёнка в рамках реализации основных программных требований.

 

Работа по индивидуальной программе осуществляется поэтапно:

  • Первый этап – формирование непосредственного эмоционального общения с детьми, предметно-игровой деятельности, сенсорного воспитания, развития моторики и основных движений. (Планомерно дети обучаются сначала действовать методом совмещённых действий, затем отражённо вслед за взрослым и, наконец, ориентируясь на тот образец действий, который был продемонстрирован взрослым)
  • Второй этап – формирование у ребёнка начального игрового опыта. (Дети обучаются способами обращения с сюжетными игрушками, простым игровым действиям. Постепенно ребёнок начинает воспроизводить и узнавать в своих действиях действия взрослых людей, отождествлять свои игрушки с предметами деятельности взрослых. Это является предпосылкой для возникновения сюжетной игры)
  • Третий этап – знакомство с формой, величиной, цветом, пространственными отношениями. (Дети учатся выделять эти качества в предметах и игрушках, ориентироваться на них при решении практических задач. Каждый ребёнок овладевает умениями, в основе которых лежит выработка зрительно-двигательной координации)

  

Указанные этапы индивидуальной работы взаимосвязаны. Постепенный переход с одного этапа на другой позволяет формировать у ребёнка возможности и предпосылки для дальнейшего обучения.

 

Структура индивидуальных коррекционных занятий условно делится на три блока.

  

Блок 1. Развитие психических функций.

 Основной задачей данного блока является развитие: внимания, памяти, восприятия, мышления. На индивидуальных коррекционных занятиях уделяется большое внимание развитию у детей кожно-кинестетического, акустического, зрительно-предметного восприятия, используются такие упражнения как: «Узнай на ощупь», «Тихо-громко». Совершенствуется произвольная память детей, через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала: «Запомни-повтори», «Найди место в ряду». Для развития у детей способности к зрительному, слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению, способность к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания используются игры и упражнения: «Чей домик?», «Найди отличия». А также на индивидуальных коррекционных занятиях формируются у детей первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической деятельности развиваются не только наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление. Для этого используются дидактические игры: «Парные картинки», «Лишняя игрушка».

  

Блок 2. Развитие пространственно-временных ориентировок и представлений.

 Первой задачей индивидуальных коррекционных занятий этого блока является формирование и развитие у детей ориентировки в собственном теле, пространственных отношений предметов. Затем обучение их пониманию и словесному обозначению пространственных отношений, через упражнения на употребление пространственных предлогов и наречий, понимание логико-грамматических конструкций, отражающих временные отношения. Понимание временных последовательностей и ориентировка в интервалах времени – третья задача данного блока.

  

Блок 3. Развитие мелкой моторики.

 В индивидуальной коррекционной работе в рамках данного блока используются игры и упражнения, направленные на развитие статической и динамической координации движений пальцев рук ребёнка такие как: «Колечко», «Пальчики здороваются». Особое значение для положительного результата индивидуальной коррекционной работы с ребёнком имеет помощь и поддержка со стороны родителей. С этой целью привлекаются родители к совместной работе по коррекции и развитию психических процессов у детей и используются такие формы работы как: индивидуальное консультирование родителей, показ методов и приёмов в работе с ребёнком; родительские собрания; открытые занятия.

 

 В своей деятельности стремлюсь избежать шаблонных подходов, стереотипных действий, использую идеи и научные рекомендации других педагогов в своей практике. Многолетний опыт работы позволяет сделать вывод, что такая форма работы, как индивидуальные коррекционные занятия является наиболее эффективной, так как даёт:

  • возможность рационального использования периода обучения;
  • положительную результативность;
  • возможность реализовать и закрепить полученные знания, умения и навыки ребёнка в совместной деятельности;
  • творческую новизну в работе;
  • возможность полноценного включения в совместные фронтальные занятия с группой детей.

 

Именно на индивидуальных занятиях ребёнок начинает демонстрировать свои первые успехи, и в доступной, занимательной форме выполняет достаточно сложную работу – познаёт мир и совершенствует полученные знания, умения и навыки.

 

Драздова И.И.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo