Группы

О продуктивном чтении детям

2

декабря

2020

«Читайте детям не нотации, а книги»  (Г. Остер).

(О продуктивном чтении детям).

 

Кононова С.В., воспитатель МБДОУ № 64.

 

«Занятия с книгами юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии добавляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают…». Марк Тулий Цицерон (1 век до н.э.).

«Книга - учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит тебе откровения мудрости». А. Навои (15 век).

«Чтение – вот лучшее учение!». А. С. Пушкин (19 век).

«Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, проживет только одну». Мартин Дж. (21 век).

«Чтение поможет вам лучше познать окружающий мир и себя». П. Коэльо (21 век).

 

Лучшие умы человечества разных эпох, в том числе и наши современники, много и часто высказывались о роли книги в жизни человека вообще и в процессе формирования личности в частности.

 I. Почему детям необходимо читать?

 

Чтение является универсальной техникой получения знаний (ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует). В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания; развивается речь ребенка и увеличивается словарный запас. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он. Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков. Книги  учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

 

II. Теперь о том, как читать. Хорошие результаты при чтении художественной литературы дает технология продуктивного чтения – слушания. Авторы Бунеева Екатерина Валерьевна, Чиндилова Ольга Васильевна предлагают работу с текстом в три этапа.

 

  1. Рассмотрите книгу с детьми. Обсудите с ними название текста, иллюстрации к нему. Спросите, какие вопросы у них возникли, на что они обратили внимание. Главное – чтобы у детей возникло желание прочитать книгу.
  2. Прочитайте текст медленно, выразительно, с остановками, иногда что-то комментируя, иногда – задавая вопросы детям, иногда – предлагая им что-то домыслить, угадать. Главное – чтобы остановки не затягивались, «не забалтывались», не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Их задача – помочь детям «войти» в текст. Обычно на такие необходимые остановки указывает реакция детей на чтение взрослого. Если остановка произошла в середине предложения, абзаца, после ответов ребят его начало надо перечитать повторно.

 

Как объяснять детям незнакомые слова? Здесь можно использовать различные варианты: по ходу повествования останавливаться на непонятном детям слове и подбирать к нему синонимы (например, лубяная избушка зайчика — значит, деревянная; горница — это комната), объяснить незнакомые слова ещё до начала чтения; значение незнакомых слов помогут объяснить иллюстрации.

 

  1. Обсудите прочитанное. Делать это можно по-разному:

 

1) Предложите детям в двух словах рассказать, о чём текст. Если трудно, помогите сформулировать мысль, задайте наводящие вопросы. Постарайтесь не торопить детей.

2) Можно поиграть в «Правда – неправда». Дети отгадывают, где правда, а где ложь в ваших утверждениях (Солдат сварил кашу из топора? Каша была манная?). Свои ответы дети должны обосновать.

3) Можно предложить выразить отношение к прочитанному с помощью красок (нарисуй иллюстрацию, портрет понравившегося героя); жестов, мимики (покажи, как подкрадывалась лисичка ; как танцевали жены старших царевичей, а как царевна – лягушка и т. д).

 

Примеры вопросов на выявление эмоционального отношения к героям:

 

  • Кто из персонажей сказки больше всего понравился и почему?
  • На кого бы вы хотели быть похожи?
  • С кем бы вы не стали дружить?

 

Вопросы на выявление ключевого смысла произведения:

 

  • Кто виновен в том, что мама-воробьиха потеряла свой хвост (М. Горький «Воробьишко»)?
  • Почему сказка «У страха глаза велики» так называется?
  • Вопросы на обнаружение мотива:
  • Отчего Машенька не разрешала медведю отдыхать по дороге к бабушке и дедушке («Маша и медведь»)?
  • Зачем лиса намазала себе голову тестом («Лиса и волк»)?
  • Почему мама превратилась в птицу и улетела от своих детей (ненецкая народная сказка «Кукушка»)?

 

Особенно необходима аналитическая беседа при прочтении произведений о природе или человеческом труде (например, С. Маршак «Откуда стол пришёл», В. Маяковский «Конь-огонь», С. Баруздин «Кто построил этот дом?» и другие).

 

При обсуждении литературного произведения речь должна идти только о поступках литературных героев: сила художественного образа порой оказывает большее воздействие, чем нотации.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo