Группы
Как научить детей отгадывать загадки
11
мая
2020
Воспитатель Кононова С.В.
Загадки появились очень давно. У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок.
Получается, что в те далекие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.
В русских народных сказках отгадывание и загадывание загадок являлось одним из важнейших испытаний главного героя.
Что такое загадка? В толковых словарях среди прочих даются следующие определения:
- Загадка. Краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать. 2. То, что непонятно и требует решения или разъяснения. Современный толковый словарь русского языка.
- Загадка. Метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдаленное, сходство; на основании последнего вопрошаемый и должен отгадать задуманный предмет. В древнейших З. отражалась первобытная мифическая символизация; поэтический образ служил здесь отчасти для описания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающей обстановки. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- Загадка. От древнерусского «гадать», что означало – думать. В загадке дается предметное описание, какого-либо явления, для узнавания – отгадывания которого требуется размышление. Загадка заставляет постигать язык метафоры, учиться играть традиционными образами. Этнографический словарь.
Следовательно, можно сделать вывод, что загадка учит наблюдать, сравнивать и описывать результаты этих процессов, используя образную структуру языка.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Такой анализ развивает способность логически и образно мыслить, развивает и закрепляет навыки речи - доказательства, речи - рассуждения, речи - описания, умения определять предметы по действию и признакам. Учит понимать смысл образных выражений. Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.
Способ доказательства - это не отдельное суждение, а логическая цепь связанных между собой суждений, приводящая к определенному выводу. От последовательности установления связей и полноты их раскрытия зависит логичность и убедительность доказательств. А значит и активность развития речи и мышления ребенка.
Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи.
Развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важными являются:
- воспитание находчивости, интеллекта, отзывчивости;
- стимуляция умственной деятельности;
- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
- расширение запаса знаний и идей о мире;
- развитие сенсорной сферы.
Умение отгадывать загадки требует тщательного наблюдения за предметами и явлениями, четких представлений, представлений обо всем, что непосредственно окружает человека в повседневной жизни.
Чтобы отгадать загадку, необходимо выполнить мысленные операции в следующей последовательности:
1-Выбрать признаки неизвестного объекта, указанного в головоломке, то есть проанализировать;
2-объединить все выявленные признаки, установить между ними возможные связи, то есть произвести синтез;
3-абстрагироваться от всех лишних признаков предмета или явления; (отвергать все лишние признаки);
4-логически представить материал в виде доказательств, то есть аргументировать;
5-выявленные признаки и связи обобщить, сделать вывод, что отгадайте загадку.
Например. 1. Загадка: Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Пример рассуждения:
- во-первых, не куст, но с листочками. У чего могут быть листочки? (перечислить). Предположить: может быть, это книга?
- во вторых, не рубашка, но сшита. Какие листочки могут быть сшиты? (перечислить). Предположить: наверное, это книга;
- в-третьих, не человек, но рассказывает. Какие листочки могут рассказывать (давать знания)?
Умозаключение (вывод): это, точно, книга.
- Загадка: Зимой спит,
А летом ульи ворошит.
Пример рассуждения:
- если зимой спит…Кто зимой спит? (перечислить). Предположим, что это медведь;
- если летом ульи ворошит, то это, точно, медведь, так как медведь любит мёд.
Умозаключение (вывод): стало быть, это, точно, медведь.
Желаем Вам успехов в отгадывании загадок вместе с детьми!