Группы

Физическая готовность к школе

23

октября

2020

Подготовила воспитатель Пяткина Н.С.

 

На шестом году жизни в физическом развитии детей происходят существенные изменения. Масса тела ребенка увеличивается примерно на 200 г в месяц, длина тела - на 0,5 см. К шести годам рост детей достигает 111 - 121 см, масса тела - 19,0 - 24,1 кг, окружность грудной клетки - 57 - 58 см.

 

Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения детей. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Начинается замена молочных зубов на постоянные. Значительно увеличивается подвижность детей, они успешно овладевают основными видами физических упражнений, стремятся добиться качественных показателей (дальше прыгнуть, метнуть), показать при выполнении движений ловкость, быстроту, силу, выносливость. Проявляются элементы творчества при выполнении физических упражнений, во время игр, интерес к соревнованиям со сверстниками.

 

Физическая готовность к школе. Крепкое здоровье является важным показателем физической готовности детей к школе. У ребенка накапливается резерв здоровья, снижается частота заболеваний, которые протекают сравнительно легко. Для успешного обучения в школе у ребенка должна быть сформирована оптимальная двигательная активность. Ребенок в этом возрасте в состоянии понимать значимость двигательной активности, закаливания, правильной осанки для здоровья, овладевает видами деятельности, требующей активной работы мелкой мускулатуры руки. Он проявляет особый интерес к подвижным играм со сверстниками, пытается самостоятельно их организовать, способен в определенной степени оценить успехи в овладении двигательными умениями, в проявлении физических качеств.

 

У воспитанников на седьмом году жизни идет активная физиологическая перестройка, созревание организма, интенсивно развиваются все жизненно важные системы. К семи годам рост детей достигает 116,8 - 125 см, масса тела - 20,6 - 25,4 кг. Отмечаются изменения во внешних очертаниях лица, происходит смена зубов, существенно меняются пропорции тела. Продолжает нарастать мускулатура как верхних, так и нижних конечностей. Относительно хорошо в этот период развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, чего нельзя сказать о мелкой мускулатуре рук, кистей. Совершенствуется сердечно-сосудистая система воспитанника. Здоровье детей этого возраста при благоприятном образе жизни становится более крепким, организм легче справляется со сменой климатических условий, кратковременными и умеренными воздействиями внешней среды (легкие сквозняки, прохладный воздух, влажность и т.п.). Функциональные возможности детского организма в этот период создают базис для формирования физической и умственной работоспособности. У детей возникает желание быть красивыми, здоровыми, сильными и ловкими.

 

Двигательная активность детей этого возраста высока и совершенно естественна. Малая подвижность - относительно редкое явление и, как правило, является результатом различных неблагоприятных факторов. Происходят изменения и в работе органов внутренней секреции. С активизацией работы щитовидной железы связываются характерные для этого периода эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения.

 

Особенности психофизиологического развития. Шестой год жизни характеризуется интенсивным развитием всех жизненно важных систем, сбалансированностью в их работе. Происходит перестройка мозговой активности, мозг ребенка работает на опережение. Важным новообразованием является установление межполушарной асимметрии. У девочек левое полушарие созревает раньше, чем у мальчиков (левое полушарие отвечает за произвольные, осознаваемые акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции; правое - за реализацию непроизвольных интуитивных реакций, иррациональное мышление, образную память, отрицательные эмоции). А возникновение условного коркового торможения обеспечивает новые возможности в регуляции поведения и психической деятельности. Ребенок готов к интеллектуальным нагрузкам, к длительному погружению в специально организованную учебную деятельность.

 

Однако педагогу важно знать, что перенапряжение опасно, чревато срывами, стрессами. К слабым сторонам психофизиологии шестилеток относятся неустойчивость основных свойств нервных процессов, внимания, быстрое утомление, истощение второй сигнальной системы. В поведении ребенка появляются суетливость, беспокойство, неуправляемая физическая активность. Не считаться с физиологической перестройкой нельзя.

 

Социально-нравственное и личностное развитие детей от 5 до 7 лет. У детей на шестом и седьмом годах жизни существенно повышается уровень произвольного управления своим поведением, что положительно отражается на всех сторонах их развития. Развивается волевая сфера ребенка: становится возможным ограничение своих желаний, постановка определенных целей, преодоление препятствий, стоящих на пути их достижения, правильная оценка результатов собственных действий. Формируется соподчинение мотивов: отмечается преобладание обдуманных действий над импульсивными, появляется чувство долга по отношению к другим людям. Проявляются стремление управлять собой и своими поступками, умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам. Особенно важное значение имеет управление своим поведением для образования предпосылок учебной деятельности. Дети шестого года жизни понимают смысл задачи, поставленной взрослым (педагогом, родителями и др.), самостоятельно выполняют указания, направленные на способ выполнения задания.

 

Совершенствуется сюжетно-ролевая игра, в которой воспитанники отображают события общественной жизни, часто далеко выходящие за рамки их личного опыта. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых: одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Воспитанники уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Однако при распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Действия детей в играх становятся более разнообразными. В совместных играх формируется система взаимоотношений между детьми: их взаимные привязанности, симпатии и антипатии. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и содержанию, и интонационно взятой роли.

 

Существенную роль начинают выполнять элементы трудовой деятельности. Дети способны систематически выполнять посильные трудовые обязанности. Более значимыми становятся общественные мотивы труда, которые выражаются в стремлении сделать полезное для других. На седьмом году жизни происходят глубокие изменения в психической жизни ребенка. Шесть лет - это рубеж между беззаботной жизнью дошкольника и сложной школьной жизнью, требующей регуляции деятельности и поведения. Шестилетний возраст уникален тем, что в этот период идет формирование психологической готовности к обучению в школе: социально-психологической, личностной, интеллектуальной, эмоционально-волевой. С возникновением стремления к школе, к учебе, с появлением внутренней позиции "Я - ученик" изменяются поведение детей, их отношения со взрослыми и отношение к себе. Теперь их привлекают не только специфически дошкольные виды деятельности (игра, рисование, конструирование и др.), все чаще возникает желание заниматься "серьезным" делом, выполнять ответственные поручения, задания учебного характера. Даже играя в школу, дети все чаще начинают воспроизводить эти серьезные занятия - уроки письма, чтения, математики начинают вытеснять не только свободное время, но и занятия физкультурой, рисованием, музыкой.

 

В сфере общения. Важную роль в психическом развитии воспитанников седьмого года жизни играет общение как со сверстниками, так и со взрослыми. Усиливается роль внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения. Потребность в сопереживании, внимании со стороны взрослых находит свое отражение в новой форме общения - внеситуативно-личностной. Воспитанникам становятся интересными разговоры об окружающих людях, их тревогах и переживаниях, героях литературных произведений, фильмов и, безусловно, о самих себе. В таких беседах не только расширяются и углубляются представления детей о личной, внутренней жизни другого человека, мотивации его поступков, но и, что очень важно, активно формируется их коммуникативная готовность к школе, к взаимодействию с будущим учителем. Наиболее эффективным средством изменения поведения ребенка является оценка его действий взрослыми.

 

Литература:

 

  1. Журнал учителей "Образовательные системы" 2020г.
  2. Боген М.М., Боген М.В. "Ваш ребенок идет в школу. Психологическая и физическая подготовка. Книга для родителей будущего первоклассника"
  3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Камардина И.О. "Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей"
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo