Новости

ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

20

апреля

2022

(консультация для родителей)

 

составитель

Самойленко В.В.

учитель-логопед 

МБДОУ д/с № 64

г. Таганрог

В последние годы родители и педагоги отмечают задержку речевого развития. Дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. В середине 1990-ых годов XX века нарушение речи наблюдалось у 4% детей. За последние годы XXI века процент речевых нарушений у детей возрос до 25%, т.е. более чем в 6 раз.

Стоит вспомнить, что речь и мышление у человека связаны неразрывно. Еще в 1887 году английский языковед, профессор Оксфорда Ф. М. Мюллер писал в своей работе «Наука о языке»: «Никто, я думаю, не будет в состоянии оспаривать факта, что мысль без языка или какого-либо другого воплощения, невозможна. То, что мы привыкли называть мыслью, есть только оборотная сторона монеты, лицевая сторона которой есть членораздельный звук». Какое влияние могут оказать гаджеты на развитие ребенка, учитывая, что сегодня родители нередко начинают приучать детей к пользованию ими едва ли не с пеленок?

В современном мире огромное разнообразие всяких приспособлений: интерактивные игрушки,  мультфильмы, развивающие программы на смартфоны и даже детские планшеты! Но все ли это приносит пользу? Давайте разберемся.

Когда ребенок начинает рано смотреть мультфильмы, тыкать пальчиком в планшет или телефон - это не дает развиваться коре больших полушарий. А, как известно, именно кора отвечает за высшую нервную деятельность – речь, мышление, словесное восприятие.

От этого тормозится развитие речи и других высших психических функций.

Маленькие дети, которые, большинство времени проводят у гаджетов, не могут полноценно развивать свою речевую деятельность.

  • Во-первых, они не слушают речь других.

А это значит, они не учатся воспринимать информацию на слух, тем самым развивать фонематический слух. Речь «с экрана» для детей является малоосмысленным набором чужих звуков. Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками или жестами.

  • Во-вторых, при отсутствии пассивного словаря, у детей плохо развивается логическое мышление и воображение.
  • В-третьих, гаджеты снижают мотивацию детей к разговорам.

Исходя из всего этого, современные гаджеты могут стать причиной не только задержки речевого развития, но и «положить начало» трудностям в школьном периоде: в чтении, письме и пересказе.

Однако современные родители считают, что ребенок, который научился пользоваться гаджетами быстрее, чем говорить, вырастет компьютерным гением. Но дети старшего дошкольного возраста, которые проводят больше времени за телефонами и планшетами имеют скудный словарь, на уровне бытовой повседневной ситуации. Например, если предложить ребенку назвать предметы посуды, то многие не знают, как называется «половник» (поварешка) «ваза», не умеют обобщать. Связная речь бедна и примитивна. Многим приходится прилагать большие усилия, чтобы выразить свою мысль. Фразовая речь у ребенка 6-7 лет состоит из простых распространенных предложений с неправильным употреблением окончаний. Пересказ доступен только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий. Происходит затормаживание психических процессов таких, как память, воображение. Не каждый дошкольник семи лет может дать ответ на простую задачку: «За забором восемь кошачьих лап, сколько кошек за забором?»…

Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён, не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам.

Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение с взрослыми.

Как отучить ребенка от гаджетов. Вот несколько советов:

  1. Пересмотреть взаимоотношения с ребенком, проанализировать, сколько времени вы проводите вместе каждый день и как вы общаетесь, доверяете ли друг другу, делитесь ли своими переживаниями. Если у ребенка лучший друг электронное устройство, скорее всего, родители не являются его друзьями.
  2. Найти замену. Надо найти альтернативу и занятие по интересам, от чего у ребенка будут «гореть глаза».
  3. Общение вживую. Можно придумать правило: пришел домой – отложи телефон.
  4. Быть примером для своего ребенка. Важно начать с себя и подумать какой пример, взрослые показывают своим детям. Образ жизни родителей, проводящих время с планшетом или компьютером, может способствовать формированию у ребенка убежденности в значимости и важности данного вида деятельности и принятии его в качестве примера для подражания.
  5. Приучать к ответственности. Договориться с ребенком о определенном времени просмотра мультфильмов (даже если родителей не будет дома).
  6. Играйте с детьми в настольные/дидактические игры — эти моменты останутся в памяти ребенка. Дети, играя с Вами в настольные игры, будут играть со своими детьми.

Детский возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, построения своей личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. Возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет) – период зарождения и формирования наиболее общих фундаментальных способностей человека. Термин «фундаментальных» здесь употреблён в самом прямом смысле – это то, на чём будет строиться и держаться всё «здание» личности человека. Ведь ученые утверждают, что 70% информации о мире дети добывают до 5-6 лет, а остальные 30% добирают всю жизнь.

Безусловно, невозможно совсем оградить детей от гаджетов. Но во всём необходимо соблюдать меру:

  • просмотр мультфильмов для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать детям, осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма.
  • компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности – рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.)
  • предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет), когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.