Новости

Игра как средство развития речевой активности у детей с тяжёлыми нарушениями речи

19

апреля

2021

Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №64 Драздова И.И.

Игра для детей — это сама жизнь. Это доступная форма деятельности, и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Она позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности. Именно в игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания. Дети учатся в игре взаимодействовать с другими детьми, осваивать правила и способы взаимодействия, обретать опыт взаимопонимания.

Именно игра дает детям возможность научиться тому, как надо учиться. Игра является подготовительным этапом развития ребенка, переходным моментом для включения его в учебу. Играя с детьми, организуя и направляя их игры, мы помогаем раскрыться их природным способностям. Создавая новые и все более сложные игровые ситуации, мы продвигаем развитие детей вперед, осуществляем подготовку детей к школьному обучению. 

В последнее время в педагогике появилось понятие «игровые технологии». Под игровыми технологиями понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком  четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно — познавательной направленностью.

Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе. Они позволяют проводить занятия с дошкольниками в игровой форме и таят в себе большие возможности. Дидактические игры дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности. Именно в дидактических играх формируется познавательная деятельность дошкольников, закрепляются, активизируются и приводятся в систему знания. Дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на поставленной цели.

В разных возрастных группах руководство дидактическими играми имеет свои особенности. В средней группе педагог ставит перед детьми задачу и объясняет правила игры. От детей требуется полная самостоятельность при выполнении игрового задания. Именно у ребят среднего дошкольного возраста особый интерес вызывают игры-соревнования, в которых формируется мотивация достижения успеха. Здесь важно воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, не допускать хвастовства выигравших. Надо учить детей быть справедливыми, радоваться успехам товарищей, поддерживать проигравших.

В непосредственной коррекционно-образовательной деятельности используются дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционной   работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально психологическими особенностями детей.

Игры, используемые в коррекционно-образовательной деятельности, выполняют следующие функции:

  • обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
  • диагностическую (дают возможность учителю логопеду диагностировать различные проявления ребенка);
  • терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
  • коррекционную (вносят позитивные изменения   в становление личности ребенка);
  • развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребенка, делает процесс познания увлекательным).

Поиск новых игр и методических приемов направлен на повышение эффективности обучения детей с ОВЗ, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Хочется предложить вашему вниманию настольную игру, которая применяется в непосредственной индивидуальной и подгрупповой коррекционно-образовательной деятельности с детьми 4-5 лет с тяжёлыми нарушениями речи, а также в самостоятельной деятельности детей.  В ходе игры реализуются следующие образовательные направления развития и образования детей, входящие в ФГОС дошкольного образования: социально – коммуникативное, познавательное, речевое и физическое направления.

В комплект игры входят: игровое поле, 1 кубик и несколько карточек с заданиями, фишки. Игра построена так, что задания органично вплетены в ход игры и наполнены для детей смыслом, элемент соревнования вызывает у ребенка желание правильно выполнить задание и еще раз повторить игру (выиграть), что очень важно для закрепления правильного произношения, формирования лексико-грамматических категорий языка. Картинки заданий можно использовать независимо от игрового поля, что позволяет расширить диапазон игр и возможности использования комплекта как для занятий с одним ребенком, так и для игры с группой детей 2-5 человек.

Игровая деятельность предоставляет ребенку первый опыт решения различных проблем. Дети учатся находить выход в сложной ситуации. Благодаря правилам игр дети тренируются проявлять честность. Если кто-то нарушает правила игры, то окружающие дети возмущаются и осуждают этот поступок.

Растет чувство социальной ответственности. Игра позволяет раскрыться тем качествам ребенка, которые обычно не заметны в повседневной жизни. Также игры побуждают детей конкурировать между собой, учат их отстаивать собственную позицию.

Благодаря играм дети развиваются умственно, становятся более остроумными, учатся использовать свое воображение и мышление.

Во время игровой деятельности дети адаптируются к окружающей обстановке, учатся общаться друг с другом и задействовать свои мыслительные способности.